Летящие над волнами: выбираем скоростную алюминиевую лодку
Среди определяющих выбор лодки или катера характеристик, скорость если не на первом месте, то уж в тройке лидеров явно.
Конечно, если вы любитель спокойной, обстоятельной рыбалки или семейных прогулок на судне вдоль берега, предпочтение будет отдано безопасности и комфорту и только потом встанет вопрос скоростных качеств.
Выбор материала
Вот только любителей с ветерком промчаться по волнам и заложить крутой вираж все же хватает. Да и про государственные службы забывать не стоит, для них скорость однозначно важнее комфорта.
Рыночные прилавки и каталоги онлайн-магазинов дня сегодняшнего, предлагают нуждающимся в скорости и адреналине лодки и катера из следующих материалов:
- алюминий;
- стеклопластик;
- ПВХ или резина – надувные, одним словом.
Нет, есть еще, другие материалы, дерево например, но в силу определенных нюансов: большого веса, подверженности гниению и т. д. – товар на любителя.
А поговорить сегодня хочется конкретно об алюминиевых судах и свойственных им особенностям, достоинствам и возможно недостаткам!
Крылатый металл
Легкий, прочный, неподдающийся коррозии металл – удивительно было бы, не использовать эти качества в судостроении.
Конечно, в производство идет не чистый алюминий, а его сплав с марганцем, магнием и прочими добавками, повышающими характеристики. Посмотрим, что дает применение легированного алюминия в производстве лодок:
- Стойкость к коррозии. Металл практически не имеет реакции с окружающей средой. Он инертен к внешним природным воздействиям и не нуждается в дополнительной защите или особом уходе. Это плюс к долговечности.
- Малый вес. Транспортировка, спуск на воду зачастую доступны в одиночку. Небольшой вес – это меньший расход топлива, повышенная производительность мотора и, как правило, увеличенный моторесурс.
- Механическая прочность. Металл есть металл. И никакое дерево, пластик или ПВХ с ним не сравнится в прочности. К тому же у алюминия есть особенность – его вязкость. То есть при ударе, допустим, об камень или топляк, металл не лопается, а тянется.
Это плюс к безопасности и еще один к ремонтопригодности. Вам будет достаточно киянки или обычного молотка, чтобы вернуть лодке первоначальные формы.
- Неразборность. С одной стороны, цельный, жесткий, килеватый корпус судна это однозначный плюс, а с другой — перевозка лодки в сумке удобнее. Спорный минус, но для некоторых этот момент важен.
Суда и скорость
Какие качества влияют на скорость судна?
Мы решили, что прочность, жесткость и небольшой вес корпуса, достаточные аргументы в пользу «морского» алюминия.
Давайте пойдем дальше и посмотрим, что еще нужно учесть в битве за скорость:
Обводы.Выбирая скоростную моторку, сразу нужно определиться, где вы будете на ней ходить.
Большая вода и прыжки по волнам требуют мощного киля и достаточной осадки, тогда как мелководные водоемы и плавни покорятся плоскому дну с небольшой осадкой. Вот тут прячется еще один плюс алюминия – возможность изготовления любого типа обводов, недоступных ПВХ корпусу и малодоступных пластику по причине хрупкости.
- Вес. Обсуждали. Единственное замечание – мощный мотор должен быть уравновешен. В случае легкого корпуса, цепко держать воду помогут: грамотный киль и крылья.
- Жесткость. Высокая скорость и внезапный резкий поворот или удар волны. Жесткость корпуса из алюминия выигрывает у прочих композитов.
Двигатель. Прочность металлического стационарного транца, однозначно на руку скоростному судну с мощным мотором, нежели навесной транец, в этом еще один плюс алюминиевого корпуса.
Конкретный совет по выбору мощности двигателя будет чуть позже, а пока так, старайтесь придерживаться паспортных данных на корпус, они не с потолка пишутся.
- Управляемость. Прямая связь с вышеперечисленными параметрами. Жесткий, с правильным килем и соразмерным двигателем корпус позволят вам делать резкие маневры безопасно и красиво.
Обзор популярных моделей с ценами
Сделаем неглубокое погружение в мир параметров, технических характеристик и цен на наиболее интересные на наш взгляд модели:
- Америка. Traker, модель PRO-Guide V Длина – 5,29 м; ширина – 2,33 м; двигатель 30 – 60 л. с.; вес-601 кг. Килевая, мощная, скоростная модель, усиленный корпус. Цена 1300000 рублей.
Финны: Buster, модель LX. Длина – 5,04 м; ширина — 1,98 м; двигатель 30 – 60 л. с; вес -410 кг.
Скоростная, килевая модель, с вариативной комплектацией. Имеет обоснованный коммерческий успех. Цена 1200000 рублей.
Россия: Вельбот, модель -53. Длина – 5,52 м; ширина – 1,95 м; двигатель до 115 л. с; вес – 405 кг. Дешево и сердито.
На самом деле, по отзывам отличная скоростная посудина с прекрасными мореходными качествами. Изюминка, возможность самостоятельной компоновки внутрикорпусного пространства. Стоимость 380800 рублей.
- Украина: Finval, модель 505 Fish Pro. Длина – 5,05 м; ширина – 2,1 м; мотор 50 – 100 л. с; вес – 450 кг. Рыбацкий катер. Более чем достойная комплектация и мореходность. Ценник 800000 рублей.
В сравнении участвовали лодки приблизительно одних габаритов, но обратите внимание на цену отечественных изготовителей, что в совокупности с возможностью установки более мощных моторов, делает их, на авторский взгляд, фаворитами. Да и вообще. Времена, когда все лучшее – заграничное, слава богу, прошли. Умеем делать.
Несколько слов в конце
По общему экспертному мнению, идеальной алюминиевой лодки для скоростных забегов – не существует. Вернее, она есть, но у каждого своя. Кто-то любит, глиссируя, промчаться по зеркалу Волги или Москва – реки, а кому-то подавай родео в хорошем штормовом море. Кто-то внимательно рассчитывает градус киля, пытаясь достичь идеала в маневрировании, а кому-то, важна лишь сумасшедшая скорость.
Обещанный совет по выбору двигателя для вашего судна. Мощность мотора должна быть такова, чтобы в штилевую или слегка ветреную погоду, ни при каких маневрах в движении, лодку нельзя было перевернуть.
Скорость тогда оправдана, когда безопасна!
Читайте нашу статью о видах надувных лодок для рыбалки. Рекомендуем ознакомится с обзором резиновых лодок Уфимского завода.
Для скоростных лодок смешанного района эксплуатации, т. е. река — море, наиболее подходящими обводами будет умеренная килеватость днища, с несколькими продольными реданами, которые улучшают выход на глиссирование килеватой лодки. Чтобы лодка с мощным двигателем, на большой скорости не имела дифферента на корму, можно установить транцевые плиты. Они могут быть регулируемыми, или жестко закрепленными к транцу лодки.
К списку я бы хотел добавить алюминиевые лодки «Салют», которые легко трансформируются для разных целей. Надежность и мореходность лодок очень высокие, при глиссировании практически не остается волны за лодкой. Любой «Салют» с минимальной мощности мотором идет более 50 км. ч., а на максимальных моторах все 80 км. ч.
Мне тоже нравятся алюминиевые лодки. У меня старенькая Казанка, так она и маневренная, и быстрая. Лодка легкая, может развернуться буквально на одном месте. Я себе поставил мотор Yamaha и его вполне хватает как для рыбалки, так и для прогулок по реке. Мотор покупал не дорогой, на двадцать лошадок, по моему этого вполне хватает, чтобы нос не задирался.